En | Ch

jtemplate.ru - free extensions for joomla

Для людей с ограниченными возможностями здоровья

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ДЛЯ ЛИЦ С ЧАСТИЧНОЙ И ПОЛНОЙ ПОТЕРЕЙ ЗРЕНИЯ)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие методические рекомендации определяют специфические особенности организации и проведения комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ для следующих категорий:

  1. для лиц с частичной потерей зрения (слабовидящих с остротой зрения от 0,05% до 0,2%),
  2. для лиц, полностью лишенных зрения (тотальных слепых) и обладающих остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04%).

Для определения необходимых условий проведения комплексного экзамена кандидат с полной потерей зрения должен, кроме документов, удостоверяющих личность, предоставить один из следующих документов (оригинал или ксерокопию) с обязательным юридически заверенным переводом на русский язык:

  • медицинское заключение;
  • документ об установлении инвалидности, выданный государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

В случае отсутствия подтверждающих документов образовательная организация по желанию иностранного гражданина может направить его на медицинское освидетельствование в подведомственные медицинские учреждения.

Для лиц с частичной потерей зрения процедура определения условий проведения комплексного экзамена носит заявительный характер: выбор формата экзамена осуществляется по письменному заявлению тестирующегося, в котором указывается следующая информация: степень потери зрения, предпочтительная форма представления контрольно-измерительных материалов, а также указывается необходимость присутствия на экзамене дополнительного сотрудника (тьютора).

 

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ ЛИЦ С ЧАСТИЧНОЙ ИЛИ ПОЛНОЙ ПОТЕРЕЙ ЗРЕНИЯ

 

Экзамен проводится только в очном (онлайн) формате, без применения компьютерных вариантов тестовых заданий.

Проведение экзамена для слепых участников осуществляется в отдельных аудиториях (отдельно от других участников тестирования). В ходе экзамена обязательно проведение видеозаписи хода экзамена для последующей корректной интерпретации результатов теста.

При проведении экзамена обязательно присутствие помощников (тьюторов), которые оказывают тестируемым необходимую техническую помощь: помогают занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание и др.

Проведение экзамена осуществляется отдельно от иных категорий иностранных граждан.

Проведение экзамена для слабовидящих участников комплексного экзамена может осуществляться как в общей с другими участниками, так и в отдельной аудитории.

Для данной категории используются варианты тестовых заданий и контрольных листов, выполненных на листах альбомного формата шрифтом «TimesnewRoman» не менее 16-18 пунктов.

При проведении экзамена для данной категории допускается присутствие помощников (тьюторов), которые оказывают тестируемым необходимую техническую помощь: помогают занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание и др.

В аудиториях для проведения экзаменов должно быть предусмотрено наличие увеличительных устройств (например, электронные и обычные лупы), настольных ламп. Освещение в аудитории, где проводится экзамен, должно составлять не менее 300 люкс.

Тестируемые имеют право в любое время обратиться за разъяснением положений инструкций к тьютору.

 

3. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА

Для лиц с частичной потерей зрения: очная (онлайн) в отдельных или общих аудиториях. Присутствие тьютора - по заявлению тестирующегося. Комлексный экзамен в целях определения знаний по русскому языку проводится в сочетании устной (в виде собеседования) и письменной (в виде тестирования) формах. По истории России и основам законодательства РФ комплексный экзамен проходит в письменной форме (в виде тестирования).

Для лиц с полной потерей зрения: очная, индивидуальное проведение. Присутствие тьютора обязательно, возможно присутствие лица, сопровождающего тестирующегося. Комлексный экзамен в целях определения знаний по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ проводится в устной форме.

 

4.СТРУКТУРА ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ

Предлагаемые тестовые материалы разработаны для трех уровней комплексного экзамена:

  • ИР (для иностранных граждан, оформляющих разрешение на работу или патент).
  • РВ (для иностранных граждан, желающих получить разрешение на временное проживание)
  • ВЖ (для иностранных граждан, желающих получить вид на жительство)

4.1 Для лиц с частичной потерей зрения предусмотрены полностью соответствующие по форме и содержанию Типовому тесту материалы. Количесто модулей, а также количество субтестов модуля «Русский язык как иностранный» остается без изменений; оценка результатов производится тем же образом, что и оценка результатов обычного комплексного экзамена. Тем не менее, имеются некоторые особенности:

  • Время выполнения субтестов «Лексика. Грамматика», «Чтение», «Письмо» и каждого модуля увеличивается на 50%.
  • Учитывается время выполнения самих заданий, но не ознакомление с инструкцией и заполнение полей контрольного листа.
  • При необходимости инструкция может быть зачитана тестируемому вслух.
  • Лицо, сдающее экзамен, имеет право получить все необходимые разъяснения, связанные с выполнением заданий.
модуль субтест Время выполнения субтеста (в минутах)
ИР РВ ВЖ
Русский язык как иностранный Лексика.Грамматика 15 25 25
Чтение 25 25 25
Аудирование 20 20 20
Говорение 10 10 10
Письмо 15 15 15
История России 25 45 45
Основы законодательства РФ 25 45 45
Общее время экзмена

135 мин

(2ч.15мин.)

185 мин

(3ч.05 мин)

185 мин

(3ч.05 мин)

При прочтении тестовых материалов сдающий экзамен либо пользуется помощью тьютора, прочитывающего текст от 2 до 4 раз, либо читает самостоятельно. Кандидаты заранее заявляют, в какой форме они хотят получить контрольно-измерительные материалы. В случаях, когда оформление результатов теста требует вмешательства тьютора, необходимо присутствие ещё одного наблюдателя, чтобы минимизировать независящие от лиц с нарушением зрения ошибки при заполнении бланков.

 

4.2 Для лиц с полной потерей зрения проводится 4 субтеста в устной форме: модуль «Русский язык как иностранный» (аудирование, говорение), модуль «История России», модуль «Основы законодательства РФ».

Время экзамена для лиц с полной потерей зрения составляет:

  • для уровня ИР-80 мин (1 час 20 минут)
  • для уровня РВ и ВЖ – 120 мин (2 часа)
модуль субтест Кол-во вопросов общее количество баллов кол-во баллов за правильный ответ
ИР РВ ВЖ
«Русский язык как иностранный»

Аудирование

(20 минут)

10 10 10 70 7

Говорение

(10 минут)

      80 Согласно рейторской таблице

«История России»

ИР -25 минут

РВП и ВНЖ -45 минут

10 20 20 100

ИР – 10 баллов

РВ, ВЖ – 5 баллов

«Основы законодательства РФ»

ИР -25 минут

РВП и ВНЖ -45 минут

10 20 20 100

ИР – 10 баллов

РВ, ВЖ – 5 баллов

Суммарное количество баллов – 350.

В данном варианте контрольно-измерительных материалов модуль «Русский язык как иностранный» представлен двумя субтестами – «Аудирование» и «Говорение». Субтест «Аудирование» в данном случае выполняет совмещающую функцию субтестов «Лексика. Грамматика» и собственно «Аудирование». Субтест содержит 10 заданий для каждого уровня, при этом соблюдается принцип нарастания лексических трудностей. Задания построены таким образом, чтобы проверить сформированность навыков и умений в максимально компактной форме, тем самым минимизировав нагрузку (в данном случае все задания озвучиваются тестором либо ассистентом, ответы также даются в устной форме, что сопровождается большим напряжением как со стороны тестируемого, так и со стороны лиц, проводящих экзамен). Субтесты «Письмо» и «Чтение» для данной категории не проводятся.

Во всех субтестах задания построены по принципу множественного выбора (один правильный вариант из трех предложенных).

 

5.ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ

       5.1 Для лиц с частичной потерей зрения формат представления контрольно-измерительных материалов коррелирует с показателями остроты зрения (от 0,05% до 0,2%); тестовые материалы выполнены шрифтом «TimesnewRoman», 36 кегль. В случае необходимости тестируемый может использовать увеличительную лупу. Задания расположены небольшими блоками на листах альбомного формата, что делает их удобными для восприятия. Инструкция по выполнению теста и обозначению правильного ответа в контрольном листе адаптирована с учетом специфики восприятия лиц с частичной потерей зрения.

      5.2 Для лиц с полной потерей зрения используется следующая форма представления заданий: тестируемый перед началом экзамена может выбрать вариант ответа- письменный или устный. Информация об этом фиксируется в протоколе экзамена и в аудиозаписи. Содержание всех субтестов, инструкции и варианты ответов зачитываются тестором. Допускается аудиотрансляция вопросов теста; при этом инструкция и необходимые пояснения озвучиваются тестором. При фиксации результатов незрячий кандидат также может прибегнуть к помощи тьютора, которому он диктует ответы, а тьютор по поручению тестируемого вносит их в контрольный лист.