Национальный проект «Наука и университеты»
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Национальный проект «Наука и университеты»

наука-и-университеты-лого.png

XXI век — время прорывных технологий и невероятных инноваций, создавать которые — профессия завтрашнего дня! Наука стала сферой, где талантливая молодежь может найти себя и успешно развиваться.

Сегодня Россия взяла курс на инновационный прорыв. Национальный проект «Наука и университеты» реализуется согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Его ключевая задача — воспитание и поддержка нового поколения ученых, способных совершать великие открытия.

В рамках нацпроекта «Наука и университеты» выделяются значительные средства на поддержку ученых и создание научных центров с первоклассными условиями для исследовательской работы. Кроме этого, проводится работа по строительству и модернизации научно-исследовательского флота, совершенствованию цифровой инфраструктуры, а также созданию комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.


Национальный проект «Наука и университеты» включает в себя 4 федеральных проекта:

-         Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок;

-         Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям;

-         Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии;

-         Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров.

Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок (КАДРЫ)

Задача: повышение привлекательности российской науки и образования для ведущих российских и зарубежных ученых, молодых исследователей и обучающихся.

Мероприятия направлены на:

1.     обеспечение доступности высшего образования;

2.     создание сбалансированной системы воспроизводства кадров для сектора исследований и разработок;

3.     повышение уровня квалификации управленческих кадров в сфере науки и высшего образования.

В 2024 году:

●       362 500 бюджетных мест для очного обучения по программам бакалавриата и специалитета.

●       35 250 иностранных граждан привлечены на обучение с помощью олимпиад и конкурсов.

●       7 500 научных проектов по приоритетам научно-технологического развития.

●       7 000 грантов аспирантам в рамках реализации научных и научно-технологических проектов.

●       950 сотрудникам научных и образовательных организаций по программе подготовки управленческих кадров провели обучение.

●       900 молодежных лабораторий.

●       800 руководителей научных и образовательных организаций – кадровый резерв.

●       600 программ внутрироссийской академической мобильности с учетом задач пространственного развития Российской Федерации и развития приоритетных территорий.

●       500 субсидий на проведение обучения по программам повышения квалификации научно-педагогических работников для разработки и реализации дисциплин в области правовой охраны, защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и разработок.

●       300 поддержанных научных проектов и исследований в сфере общественно-политических наук.

●       156 лабораторий мирового уровня.

●       15 центров развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий в рамках НОЦ.

Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЛИДЕРСТВО)

Задача: развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям.

Мероприятия направлены на:

1.     достижение значимых результатов по приоритетам стратегии научно-технологического развития России;

2.     повышение привлекательности российской науки и образования за счет создания мировых и региональных тематических центров.

В 2024 году:

●       750 российских научных журналов включены в международные базы данных (WEB of Science или Scopus, WEB of Science и Scopus).

●       238 морских экспедиций на научно-исследовательских судах.

●       42 мероприятиям в области синхротронных и нейтронных исследований оказана государственная поддержка.

●       35 селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров.

●       35 центрам трансфера технологий и 16 научным центрам мирового уровня оказана господдержка.

●       30 ежегодных подписок в информационно-коммуникационной сети "Интернет" к научным журналам, базам данных научного цитирования.

●       25 мероприятиям развития генетических технологий и 11 региональным научно-образовательным математическим центрам оказана государственная поддержка.

●       24 центра Национальной технологической инициативы созданы и поддержаны.

●       19 мероприятий для вовлечения университетов в создание экосистемы студенческого технологического предпринимательства.

●       5 масштабным научным проектам мирового уровня оказана господдержка.

●       4 международных математических центра мирового уровня.

●       Сеть из 3 биоресурсных центров.

●       3 центрам геномных исследований мирового уровня (консорциумам) обеспечена государственная поддержка программ создания и развития.

●       Разработан НПА для создания и развития агробиотехнопарков.

●       Международные научные исследования на уникальной научной установке класса «мегасайенс» - Международный центр нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК и в Комплексе сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA.

Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии (ИНТЕГРАЦИЯ)

Задача: усиление мер по стимулированию и развитию объединений вузов, научных организаций и организаций реального сектора экономики.

Мероприятия направлены на:

1.     создание интеграционных научно-образовательных и научно-производственных структур мирового уровня;

2.     повышение уровня региональных систем высшего образования и науки за счет консолидации ресурсов заинтересованных сторон, в том числе и регионов.

В 2024 году:

●       Поддержка научно-производственной кооперации 104 вузов, научных учреждений и производственных предприятий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств.

●       102 университета поддержаны с целью формирования группы университетов - национальных лидеров для:

➢   формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы;

➢   повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования;

➢   содействия региональному развитию.

●       15 научно-образовательных центров мирового уровня.

●       Сеть из 8 специализированных учебных научных центров по подготовке высококвалифицированных кадров на базе ведущих университетов.

●       Нормативно-правовая база для реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

●       Методика учета доли трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образования (ООВО).

●       Механизм привлечения и учета внебюджетных источников финансирования в сектор исследования и разработок.

Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров (ИНФРАСТРУКТУРА)

Задача: обеспечение передовой инфраструктурой для научных исследований.

Мероприятия направлены на:

1.     обновление приборной базы ведущих организаций;

2.     продолжение создания уникальных научных установок класса «мегасайенс»;

3.     строительство и модернизацию научно-исследовательского флота;

4.     совершенствование цифровой инфраструктуры науки и образования;

5.     обеспечение комфортных условий для обучающихся и научно-педагогических работников.

В 2024 году:

●       19 инжиниринговых центров.

●       13 комплексов цифровых сервисов и решений в сфере науки и высшего образования.

●       Модернизированы 5 действующих научно-исследовательских судов: «Академик Николай Страхов», «Академик Сергей Вавилов», «Академик М.А.Лаврентьев», «Академик Мстислав Келдыш» и «Академик Иоффе».

●       2 новых научно-исследовательских судна неограниченного района плавания.

●       Обновленная инфраструктура и приборная база ведущих организаций.

●       Повышенный уровень технической вооруженности сектора исследований и разработок.

●       Финансовая поддержка развития национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения в интересах ведущих научных и образовательных организаций.

●       Уникальная научная установка класса «мегасайенс» ЦКП "СКИФ" с 6 экспериментальными станциями.

●       Уникальная научная установка класса «мегасайенс» на о. Русский в Дальневосточном федеральном округе.

●       Исследовательские станции Международного центра нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК.

●       Развитие электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сферы высшего образования и дополнительного профессионального образования.

●       Курчатовский специализированный источник синхротронного излучения «КИСИ-Курчатов».

●       Научно-образовательный медицинский центр ядерной медицины на базе НИЦ «Курчатовский институт».

●       Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния научно-технического обеспечения исследований в области генетических технологий.

●       Модернизированное опытное производство НИЦ «Курчатовский институт».

718x90-05.jpg

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Что такое НОЦ и зачем они нужны?

Научно-образовательный центр мирового уровня – поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющий деятельность в соответствии с программой деятельности центра.

Научно-образовательные центры (НОЦ) создаются в регионах с учетом местных направлений и нужд. Прежде всего НОЦ призваны наладить связь между тем, что происходит в лабораториях, и бизнесом.

Чем будут заниматься НЦМУ?

Научные центры мирового уровня различаются по типам и создаются в целях осуществления прорывных исследований преимущественно фундаментального и поискового характера, направленных на решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости. Они призваны объединить для решения масштабных экономических и научных задач потенциал ведущих университетов, научных организаций и предприятий реального сектора.

Какую поддержку могут получить молодые ученые?

На государственном уровне для молодых ученых, осуществляющих перспективные исследования по направлениям научно-технологического развития и модернизации российской экономики, установлена система мер поддержки – финансовых, социальных и профессиональных.
Финансовая поддержка включает в себя гранты Президента Российской Федерации для молодых кандидатов и докторов наук, президентские и правительственные стипендии для молодых ученых и аспирантов, а также гранты, предоставляемые фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Социальная поддержка связана с вопросом обеспечения молодых ученых жильем. Что касается профессиональной поддержки, то здесь она связана с созданием научно-образовательных и научных центров мирового уровня, а также запуском федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации», который направлен на обновление приборной базы.

На что направлена работа инжиниринговых центров?

Развитие кооперации между наукой и крупными российскими предприятиями – одна из приоритетных задач нацпроекта «Наука и университеты». Важную роль в коммерциализации научных исследований и разработок, а также их трансфере в реальный сектор экономики играют инжиниринговые центры.
Благодаря работе Инжиниринговых центров увеличивается эффективность осуществления вузами научной и образовательной деятельности, расширяется спектр фундаментальных и прикладных исследований. Создание инжиниринговых центров позволяет обеспечить коммерциализацию и вывод на рынок результатов исследований и разработок, а также ускорить процесс импортозамещения.

Какие задачи реализуются в рамках развития инфраструктуры?

В задачи нацпроекта входит обеспечение передовой инфраструктуры для научных исследований, включая обновление приборной базы ведущих организаций, а также создание уникальных научных установок класса «мегасайенс». Кроме этого, запланировано строительство и модернизация научно-исследовательского флота, совершенствование цифровой инфраструктуры, создание комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.

Что представляет собой программа «Приоритет 2030»?

«Приоритет 2030» представляет собой программу государственной поддержки российских университетов, цель которой сформировать к 2030 году более сотни прогрессивных современных учебных заведений — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Программа направлена на повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий. Она также призвана поддержать вклад российских университетов в достижение национальных целей развития России до 2030 года.